Состоялось второе заседание межведомственной рабочей группы

07.10.2014 - Итоги второго заседания межведомственной рабочей группы7 октября 2014 года в Москве состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по вопросам определения соответствия зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов при вводе их в эксплуатацию и в процессе эксплуатации. В нем приняли участие 17 членов рабочей группы.

Повестка дня заседания включала следующие вопросы:

  1. О проекте приказа «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов и требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»;
  2. О разработке формы энергетического паспорта здания, строения, сооружения, составленного по результатам энергетического обследования, при сдаче объектов в эксплуатацию и в процессе эксплуатации;
  3. О включении СП 50.

13330.2012 «Тепловая защита зданий» (Актуализированная редакция СНиП 23 — 02- 2003) (разделы 4 (пункты 4.3, 4.4), 5 (пункты 5.1 — 5.2, 5.4 ¬ 5.7), 6 (пункт 6.8), 7 (пункт 7.3), 8 (пункт 8.1 (а, б), 9 (пункт 9.1), 10 (пункты 10.1, 10.3, 10.5 — 10.7, 10.9);

  1. Рассмотрение первой редакции альтернативного свода правил по тепловой защите ограждающих конструкций;
  2. Сообщение С.И. Крышова «Опыт ГБУ ЦЭИИС по инструментальному контролю показателей энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию живых и общественных зданий».

Открыл заседание руководитель рабочей группы вице-президент НОЭ Питерский Л.Ю., который представил на рассмотрение участников совещания проект Приказа Минстроя России «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов и требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», ознакомил с Таблицей поправок и замечаний к проекту Приказа, составленной экспертами Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Члены рабочей группы одобрили в целом замечания и пояснения к проекту Приказа, сделанные НОЭ, а также выразили свою точку зрения относительно рассматриваемого документа. В результате дискуссии было предложено остановиться на следующих формулировках: пункт 4 проекта Приказа изложить в следующей редакции: «Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения (определения величины отклонения)фактических (для вновь построенных, реконструированных и прошедших капитальный ремонт многоквартирных домов) значений показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов, отражающего суммарный удельный расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и расход электрической энергии на общедомовые нужды, полученных по результатам энергетического обследования, и базовых значений нормируемых показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов, при этом фактические значения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию должны быть приведены к расчетным климатическим условиям для сопоставимости с базовыми значениями».

Пункт 5 проекта Приказа изложить в следующей редакции: «Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора на основании данных, содержащихся в проектной документации и подтвержденных результатами энергетического обследования, требования к которому устанавливаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти…» (Далее по тексту проекта Приказа).

Пункт 6 проекта приказа изложить в следующей редакции: «Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора на основании данных, содержащихся в проектной документации и подтвержденных результатами энергетического обследования, требования к которому устанавливаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности осуществляются застройщиком по результатам энергетического обследования, требования к которому устанавливаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти».

Начальник Лаборатории строительной физики ГБУ «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве» Крышов С.И. высказал замечания по поводу таблиц 2 и 3 проекта Приказа, в которых норматив удельного годового расхода тепловой энергии задан без учета горячего водоснабжения, несмотря на то, что в малоэтажных и общественных зданиях горячее водоснабжение тоже присутствует.

Также участники совещания предложили внести изменения в названия таблиц 1, 2 и 3. В пунктах 14 и 15 4-ого раздела Постановления Правительства № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» отмечается, что «Определение требований энергетической эффективности осуществляется путем установления базового уровня этих требований по состоянию на дату вступления устанавливаемых требований…» «После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов…». Поэтому в названии 1, 2 и 3 таблиц стоило бы указать: «Базовый уровень нормируемых показателей удельного годового расхода тепловой энергии …».

Не сошлись во мнении участники совещания по поводу данных таблицы 4 проекта Приказа. В частности, Крышов С.И. отметил, что Таблица 4 пункта 21 взята из редакции СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» одиннадцатилетней давности. В данном документе нормами было установлено три показателя тепловой защиты здания(пункт 5.1 СНиП 23-02-2003):

  1. а) приведенное сопротивление теплопередаче отдельных элементов ограждающих конструкций здания;
  2. б) санитарно-гигиенический, включающий температурный перепад между температурами внутреннего воздуха и на поверхности ограждающих конструкций и температуру на внутренней поверхности выше температуры точки росы;
  3. в) удельный расход тепловой энергии на отопление здания, позволяющий варьировать величинами теплозащитных свойств различных видов ограждающих конструкций зданий с учетом объемно-планировочных решений здания и выбора систем поддержания микроклимата для достижения нормируемого значения этого показателя.

В редакции СНиП 23-02-2003 для реализации концепции энергосбережения проектировщикам предоставлялось два пути.

Первый. Требования тепловой защиты здания считались выполненными, если в жилых и общественных зданиях были соблюдены требования показателей «а» и «б», либо «б» и «в». При этом, если удельный расход тепловой энергии на отопления здания был меньше нормируемого значения, то допускалось уменьшение сопротивление теплопередаче отдельных элементов ограждающих конструкций по сравнению с нормируемыми (пункт 5.13 СНиП 23-02-2003).

Более гибким и перспективным для проектирования считался второй путь (когда соблюдались требования «б» и «в»), который при существующей редакции проекта Приказа фактически отменяется.

Проводимые Центром экспертиз, исследований и испытаний в строительстве многочисленные испытания по определению фактических значений приведенных сопротивлений теплопередаче на вводимых в эксплуатацию жилых домах показывают, что реальные значения, например, для большинства стеновых элементов, находятся в диапазоне от 1,5 до 2,5 м2 оС/Вт.

Таким образом, считает Крышов С.И., по результатам инструментальных испытаний на абсолютном большинстве зданий требования Приказа не будут выполнены.

Другие участники совещания (Хабелашвили Ш.Г., Павленко Ю.И., Горохов А.Ю.) считают, что требования, приведенные в таблице 4, выполнимы.

Было также высказано мнение, что если в пункте 21 проекта Приказа указано, что приведенные сопротивления теплопередаче наружных ограждений должно быть увеличено со дня вступления в силу требований энергетической эффективности, содержащихся в данном проекте Приказа, имеет смысл привести в таблице 4 реальные требования, с учетом этих увеличений.

Директор НП «Первая Национальная Организация Строителей» Донских А.А. предложил отметить в тексте Приказа, что изложенные в нем требования энергетической эффективности и правила определения класса энергетической эффективности должны распространяться на здания, строения, сооружения, прошедшие проектную экспертизу после вступления настоящего Приказа в силу. С ним согласились все члены рабочей группы.

В дискуссии по первому вопросу также приняли участие: заместитель директора ГУП «НИИМосстрой» по научной работе Васильев Г.П., начальник отдела энергосбережения и повышения энергоэффективности Департамента энергосбережения и повышения энергетической эффективности Минэнерго России Неуступкин Р.В., заведующий сектором Мосгосстройнадзора Уткин Е.В., председатель Коллегии СРО НП «Союз «Энергоэффективность».Щелоков Я.М., заместитель директора СПбГБУ «Центр энергосбережения»Бычков Д.Л.

В результате члены рабочей группы одобрили проект Приказа в целом с учетом высказанных замечаний, которые просили донести до авторов проекта.

Второй вопрос повестки дня был посвящен разработке формы энергетического паспорта здания, строения, сооружения, составленного по результатам энергетического обследования, при сдаче объектов в эксплуатацию.

После продолжительной дискуссии члены рабочей группы сошлись во мнении, что соответствие вводимого в эксплуатацию здания, строения, сооружения требованиям энергетической эффективности должно быть подтверждено результатами инструментальных исследований, проведенных в ходе энергетического обследования, требования к которому устанавливаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

При этом Неуступкин Р.В. отметил, что стандарты и правила проведения энергетического обследования зданий, строений, сооружений при вводе их в эксплуатацию должны быть разработаны саморегулируемой организацией в области энергетического обследования. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен быть утвержден и зарегистрирован СРО в области энергетического обследования. Согласно части 5.4 261-ФЗ: «С момента проставления СРО в области энергетического обследования в энергетическом паспорте отметки о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам такой саморегулируемой организации лицо, проводившее энергетическое обследование, и саморегулируемая организация в области энергетического обследования, членом которой оно является, несут солидарную ответственность перед лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, за убытки, причиненные вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию». При проведении энергетического обследования здания в процессе сдачи его в эксплуатацию заказчиком будет выступать застройщик.

Заместитель директора ГУП «НИИМосстрой» по научной работе Васильев Г.П. предложил при разработке методики проведения энергетического обследования в саморегулируемых организациях использовать «Методику проведения натурных теплотехнических испытаний по инструментальному определению энергетической эффективности и энергопотребления вводимых в эксплуатацию жилых и общественных зданий», утвержденную Правительством Москвы, которая должна получить статус национального стандарта.

Неуступкин Р.В. предложил членам рабочей группы разработать 2 энергетических паспорта, заполняемых при вводе в эксплуатацию: один — для вновь возводимых объектов.

Члены рабочей группы согласились за основу первого паспорта взять паспорт, разработанный сотрудниками ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», который содержит нормативные, проектные значения показателей энергетической эффективности, а также значения, полученные в результате энергетического обследования вновь построенного объекта строительства. За основу второго паспорта решили взять паспорт, разработанный Государственной корпорацией — Фондом содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Все согласились, что оба паспорта должны быть утверждены Минэнерго России и зарегистрированы в Минюсте РФ объектов капитального строительства, состоящий из трех различных форм (одна — для вновь построенных зданий, строений, сооружений; вторая — для многоквартирных домов; третья – для объектов индивидуального строительства); второй паспорт – для зданий, строений, сооружений, в том числе, многоквартирных домов, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию.

При этом от Васильева Г.П., Павленко Ю.И., Уткина Е.В. поступило предложение о разработке единого по форме и содержанию титульного листа, в который будут включены основные показатели, характеризующие выполнение требований энергетической эффективности и необходимые для присвоения класса энергетической эффективности при вводе объектов капитального строительства в эксплуатацию. Члены рабочей группы поддержали это предложение.

 

Члены рабочей группы пришли к единогласному мнению, что необходимо также разработать и закрепить нормативными актами механизм и порядок осуществления проверки зданий, строений, сооружений на соответствие их требованиям энергетической эффективности и порядок присвоения им класса энергетической эффективности, в котором определить, какие показатели должны заполняться на основании проектной документации, а какие – на основании результатов энергетического обследования объекта.

По третьему и четвертому вопросам повестки дня выступил Исполнительный директор Ассоциации НАППАН Горохов А.Ю. Он сообщил, что в настоящее время в Российской Федерации параллельно действуют два нормативных документа, в которых регламентируются требования к тепловой защите зданий:

  1. СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (принят и введен в действие с 01.10.2003 г. постановлением Госстроя России от 26.06.2003г. №113).
  2. СП 50.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (утверждён приказом Министерства регионального развития России от 30.06.2012 № 265 и введен в действие с 01.07.2013г.).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Туда в настоящее время включен СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».

В настоящее время Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации готовятся изменения в Перечень 1047-р, утверждающие замену СНиП 23-02-2003 на СП 50.13330.2012. При этом, отметил Горохов А.Ю., СП 50.13330.2012 противоречит федеральному законодательству и политике Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий.

При разработке СП 50.13330.2012 было проигнорировано требование Закона 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», согласно которому требования к уровням энергоэффективности зданий должны пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет, чтобы они наилучшим образом учитывали возможности применения новых энергоэффективных технологий. СП 50.13330.2012 ослабил требования к уровням энергоэффективности и теплозащиты зданий и противоречит положениям Постановления Правительства РФ №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» от 25.01.2011.

Согласно исследованию, выполненному Центром по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), Россия отстаёт от развитых стран с сопоставимыми климатическими условиями по уровню норм теплозащиты не менее чем на 20 лет.

Повышение норм тепловой защиты для эталонного 17-этажного здания в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации №18 по сравнению с базовыми показателями СНиП 23-02-2003:

На 15%: окупится за 7,7 лет; снизит затраты жизненного цикла на 271 руб./м2.

На 30%: окупится за 6,9 лет; снизит затраты жизненного цикла на 520 руб./м2.

На 40%: окупится за 5,1 лет; снизит затраты жизненного цикла на 861 руб./м2.

Горохов А.Ю. отметил, что сложившаяся ситуация требует принятия срочных мер по изменению нормирования теплозащиты ограждающих конструкций зданий. Необходимо в самое ближайшее время:

Отменить действие приказа №265 от 30.06.2012 Министерства регионального развития Российской Федерации о введении в действие СП 50.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».

Сохранить действие СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» до принятия новых нормативных документов, адекватных требованиям Постановления Правительства №18:

  • Проект СП «Ограждающие конструкции и элементы ограждающих конструкций. Сопротивление теплопередаче и коэффициент теплопередачи. Методика расчета и нормативные требования».
  • СП «Энергетическая эффективность зданий. Общее потребление энергии и определение уровней энергопотребления» (EN 15603:2008);
  • СП «Энергетическая эффективность зданий. Расчет потребления энергии для отопления и охлаждения» (EN ISO 13790:2008);
  • СП «Системы отопления зданий. Метод расчета энергетических характеристик и показателей эффективности системы» (EN 15316-2-1:2007);
  • СП «Энергетическая оценка зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий и сертификация энергопотребления зданий» (EN 15217:2007).

Горохов А.Ю. предложил озвученные им предложения по актуализации стандартов, строительных норм и сводов правил для повышения энергоэффективности при строительстве новых зданий оформить в виде письма и направить его от членов межведомственной рабочей группы в адрес руководства Минстроя России и параллельно — в адрес Открытого правительства.

В заключение С.И. Крышов рассказал членам рабочей группы об опыте ГБУ ЦЭИИС по инструментальному контролю показателей энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию жилых и общественных зданий, предоставил участникам совещания данные этих испытаний в электронном виде.

На этом заседание рабочей группы завершило свою работу.